Выражение «Это еще цветочки…» на бытовом уровне намекает на то, что самые интересные события (часто – весьма неприятные) еще не произошли. Причем акцент на процессе превращения упомянутых в поговорке цветочков в ягоды не делается. Все происходит как бы само собой (что характерно для народных сказок и выступлений политиков). Но в природе все совсем не так. Ведь цветы – это не только эстетическое украшение пейзажа и натуральный ароматизатор воздуха. Это еще и источник нектара и пыльцы, привлекающий не только работающих на человека пчел, но и массу вредящих прожорливых гостей. Некоторые из них скромно удовлетворяются возможностью «угоститься» нектаром и пыльцой, а другие стремятся сожрать цветки целиком с пестиками и тычинками.

Для унылых и невзрачных бабочек огневок (лугового мотылька) и совок (хлопковой, озимой), некоторых жуков (имаго гороховой зерновки, щелкунов, долгоносиков) пыльца и нектар являются афродизиаком, необходимым для успешного размножения.

Для рапсового цветоеда и аленки (бронзовки) мохнатой гастрономический интерес представляют сами цветы, из которых вредители выедают пестики и тычинки.

По оценкам ученых, деятельность вредных насекомых, повреждающих корни, листья, цветы и плоды растений приводит к недобору 40% сельхозпродукции. При этом потери урожая озимого рапса из-за деятельности рапсового цветоеда составляют от 25 до 75%.

Как защитить сельскохозяйственные культуры от насекомых- вредителей, не погубив насекомых-опылителей? Проблема борьбы с «чужими», которых почти невозможно отличить от «своих», существует очень давно. Во время крестового похода против Лангедока папский легат Арно Амори избавился от французов-еретиков, внешне неотличимых от «правильных» французов –католиков просто и без особых умственных усилий: “Жгите всех. Бог узнает своих!».

Если следовать этому принципу из европейских рыцарских времен, то надо планомерно «заливать» поля инсектицидами, уничтожая без разбору всех представителей «инсекта» как класса. Но агрономия – не прикладная теология, а 21 век – не 13, поэтому подобным «смелым» рецептам нет места на полях. Около 80%, перекрестноопыляемых растений опыляются с помощью насекомых (пчел, шмелей, ос и бабочек). Без интенсивного опыления пчелами невозможно получить высокие урожаи полевых (рапс, горчица, подсолнечник, гречиха, бахчевые) и многолетних (яблоня, слива, персик, вишня) культур. Считается, что опыление пчелами обеспечивает производство 30% продовольствия. Министерство сельского хозяйства США оценивает пользу медоносных пчел для коммерческого сельского хозяйства США в 15—20 млрд долларов в год.

В бесконечной войне против вредителей растет ассортимент и объемы применения инсектицидов. Причем акцент делается на селективности, т.е. избирательности пестицидов для пчел. В 2008 г. в сельском хозяйстве США, например, было использовано в 24 раза больше «экономичных ядов», чем в 1970 г. (www.BeeCulture.com 23.03.2009). Но, как и во всех войнах последнего столетия, чем совершеннее оружие, тем больше жертв среди мирного населения. В данном случае — среди медоносных пчел. В ряде регионов мира гибель пчел в несколько раз превышает «нормы» недавнего прошлого. США ежегодно теряют около трети семей медоносных пчел.

Европейское агентство по продовольственной безопасности (EFSA) считает, что в настоящее время угрозу для пчел представляют около 450 химических веществ, входящих в состав 5000 препаратов.

Пчелы отличаются настоящей крестьянской хозяйственностью, поэтому тащат в улей все сладкое, что плохо лежит. Пчелы в северо-восточной Франции (Эльзас) в 2012году стали производить явно «неправильный мед» синего и зеленого цвета. Озадаченные пчеловоды обнаружили «виновника»—отходы с фабрики Mars по производству конфет М&М’s. Пчелы таскали окрашенные пищевыми красителями сладкие крупинки со свалки, вместо того, чтобы терпеливо собирать нектар и переносить пыльцу в окрестных полях.

— Пятачок! Кажется, это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед!

— Винни, это мухи! И это — совсем не мед!

К сожалению, кроме относительно безвредных красителей и ароматизаторов, пчелы «собирают» и менее безобидные вещества. По результатам исследования, проводившегося специалистами Университета Пенсильвании в 2007 г можно судить о сложившейся в развитых странах ситуации. В 108 образцах пыльцы и перги из разных регионов США были обнаружены остатки 46 пестицидов и их метаболитов, в т.ч. 8 пиретроидов, 5 органофосфатов, 4 карбаматов и 3 неоникотиноида. В среднем в каждом из образцов содержалось 5 пестицидов, а в некоторых — до 17. В 88 образцах воска было обнаружено 20 пестицидов и их метаболитов. Были выявлены 6 гербицидов и 14 фунгицидов (American Bee Journal, June 2008, pp 521-523).

Ситуация напоминает циничный анекдот: Маньяк опрыскал ядом деньги и пожертвовал их детскому дому. Погибло 20 депутатов, 2 мэра и один министр.

Многие зарубежные специалисты считают именно пестициды главной причиной гибели пчел. Другие «назначают виноватым» клеща варроа, третьи считают реальной причиной сочетание упомянутых выше факторов, а также распространение ГМО культур.

В нашей стране проблема «пчелы и пестициды» проявляется менее остро, чем в странах Западной Европы. Причина простая — мы отстаем от этих стран по масштабам применения средств защиты растений. Но это отставание временное, и оно будет сокращаться по мере развития отечественного сельского хозяйства. Поэтому для предупреждения проблемы необходимо: использовать малотоксичные для пчел инсектициды, правильно выбирать время и сроки обработки полей.

Правильно выбранное время обработки – важное условие профилактики отравлений пчел. Пчелы получают отравления «на производстве», то есть на полях, где они собирают нектар и опыляют растения. Поэтому лучший способ предупреждения отравлений – принцип «мухи отдельно, котлеты отдельно», в конкретном случае «пчелы на поле отдельно, опрыскиватели — отдельно». Для этого необходимо знать условия трудового распорядка пчел. Пчелы работают сезонно. Причем их рабочий сезон практически совпадает с нашим курортным — с конца апреля и до середины октября, при температуре не ниже 10 С. Несмотря на воспетое трудолюбие, насекомые работают только в светлое время суток — с 6.00 до 18.00, причем только в ясную солнечную погоду. Поэтому только обработки посевов в вечернее время позволяют избежать контакта пчел с каплями распыленного раствора препарата и с свежеобработанной поверхностью. Относительно безопасны обработки малотоксичными препаратами в пасмурную холодную погоду, когда уют улья для пчел оказывается сильнее желания поработать.

У пчел отличное обоняние. При поиске из улья вылетают более 20 тысяч особей, проводящих разведку территории на площади примерно 10 квадратных километров в течение двух часов. При обнаружении цветущих растений прилетевшие с нектаром пчёлы исполняют танец, который сообщает не только расстояние до источника корма, но и в каком направлении нужно лететь к цветущим растениям.

В 60-е годы прошлого века Карл Фриш провел уникальные опыты по дрессировке пчел: в коробку с кормом он помещал ароматный цветок, на следующий день рядом ставил несколько одинаковых коробок, но пчелы летели только туда, где был цветок. Другие опыты доказали высокую обонятельную чувствительность насекомых: пчелы по запаху отличали апельсины, выращенные в Мессине, от испанских! Поэтому вылетевшие утром из улья пчелы, благодаря обонянию, способны избегать обработанных реппелентными инсектицидами площадей. Пчела-разведчица предупреждает сородичей, что источник пищи опасен, и лететь туда не стоит. Для этого она вибрирует крыльями с частотой 380 Гц и продолжительностью 150 мс.

Все используемые в сельском хозяйстве пестициды по воздействию на пчел относят к трем классам опасности:1- высокоопасные,2-среднеопасные,3-малоопасные.. При работе с препаратами каждой группы существуют различные экологические регламенты применения. Наиболее существенны отличия по размерам погранично-защитной зоны для пчел и продолжительности ограничения их лёта.

1 класс
– погранично-защитная зона для пчел — 4–5 км;
– ограничение лёта пчел — 4–6 суток.

2 класс
– погранично-защитная зона для пчел 3–4 км;
– ограничение лёта пчел 2–3 суток.

3 класс
– погранично-защитная зона для пчел 2–3 км;
– ограничение лёта пчел 3–24 часа.

Инсектициды, используемые в сельском хозяйстве, являются представителями одной из трех групп: ФОС (фосфорорганические), пиретроиды, неоникотиноиды. Либо комбинацией действующих веществ из разных групп, как например ципермерин+ хлорпирифос, или лямбда-цилогатрин+имидаклоприд.

Наиболее «древними» являются фосфорорганические пестициды, которые начали использоваться еще с середины прошлого века. Большинство ФОС высокотоксичны для пчел. Особенно опасны д.в., с высокой активностью газовой фазы — диазинон (запрещен в Европе) и хлорпирифос. Хлорпирифос обладает длительным остаточным действием на опылителей, поэтому уменьшение концентрации препаратов хлорпирифоса в цветках до нетоксичного для пчел уровня (детоксикация цветков) требует не менее 5 суток после обработки.

Впрочем, в семье не без….отличий. Поэтому существуют и относительно малотоксичные (2 класс опасности) представители фосфороганических инсектицидов, например с д.в. фозалон, применяемый в период до и после цветения растений. При изучении степени опасности новых инсектицидов для пчел фозалон часто используется в качестве эталона нетоксичности (M.Barnavon, 1985).

Применение ФОС инсектицидов из-за высоких (порядка1-2 л/га) норм применения и продолжительного периода полураспада действующих веществ нежелательно в период бутонизации — цветения с/х культур.

… Прибегает Винни Пух к Пятачку: — Скорее, давай ружье. Забирает ружье и убегает. Через пять минут возвращается, таща за лапу большую, размером с него самого, пчелу. В другой руке банка варенья:
— Ну и пчелы пошли, Пятачок. Смотри, вместо меда варенье носят и еще разговаривают.
Пятачок: — Да ну… А что она говорила?
— Да ерунду какую-то. Я, говорит, Карлсон, я Карлсон.

Фосфорорганические инсектициды повсеместно уступили место более экономичным и менее токсичным синтетическим пиретроидам.

Пиретроиды обладают выраженными реппелентными (отпугивающими) свойствами, благодаря чему пчелы избегают обработанных участков. Как утверждает индейская мудрость, «есть много способов пахнуть скунсом».

Парализующее действие препаратов и вызываемое ими сенсорное раздражение также сохраняет жизнь пчелам. При контакте с пиретроидом пчелы начинают энергично чистить свои хоботки и усики. Стрессовое состояние заставляет их вернуться в улей и предохраняет от набора смертельной дозы. Аналогичный результат наблюдается при параличе пчел: потеряв способность летать, они остаются в семье, в то время как пчелы, не подвергшиеся интоксикации, продолжают работу в поле.

Максимальное токсичное действие пиретроидов на медоносных пчел отмечается при 25. С, а на большинство насекомых-фитофагов — при 20 С и ниже (J.Richt, 1987). Поэтому при обработке цветущих растений пиретроидами в относительно прохладную погоду (12-15 С) риски для пчел значительно меньше, чем для вредных насекомых.

Как в лабораторных, так и в полевых условиях пиретроиды характеризуются по токсичности для пчел от высокотоксичных (циперметрин) до нетоксичных (флювалинат), в биоценозах — от очень опасных (перметрин) до практически неопасных (флювалинат).

Высокотоксичный бетацифлутрин в течение недели приводил к гибели 70% пчел, контактировавших с обработанными поверхностями. Выжившие особи в состоянии паралича были не способны собирать корм (M.Gromiz et al., 1996).

Высокотоксичный циперметрин действует на пчел быстро (в течение 2 сут), но непродолжительно. Препараты на основе циперметрина имеют репеллентное действие и опасны для пчел на рапсе только в момент обработки (J.Delabie, et al., 1985). Обработки рапса этим препаратом (0,044 кг/га) ранним утром вызывали гибель 80% пчел. (I.Fries, 1987).

Альфа–циперметрин, 10% к.э, слаботоксичный в лабораторных условиях (Z.Gromiz, et al., 1994), вызывал гибель 17% летных пчел, контактировавших с обработанными медоносами, то есть проявил себя как опасный препарат (Л.Ф.Соловьева и др., 1993). С другой стороны, при использовании альфа-циперметрина 10% к.э. в дозе 0,15 л/га через 1,5 сут его количество на растениях снижается до безопасного для пчел уровня (А.И.Илларионов, 1997).

Неоникотиноиды – относительно новый класс инсектицидов. Именно неоднозначная оценка токсичности препаратов этого класса на пчел породила массу научных споров и серию громких скандалов. Президент Апимондии Ж.Ратиа публично охарактеризовал их как «средство массового уничтожения».

В США в начале 2009 г. пчеловодные объединения направили в Агентство защиты окружающей среды (ЕРА) письмо с требованием запретить применение имидаклоприда. Запрет введен не был.

В Новой Зеландии весной 2009 г. представители Зеленой партии высказались за ужесточение контроля «смертельно опасных для пчел препаратов», ссылаясь на пример ряда стран ЕС. Министр сельского хозяйства Д.Картер (D.Carter) охарактеризовал эти требования как «абсолютно непрактичные».

В Германии Департамент защиты потребителей и безопасности продовольствия в 2008 г. запретил применение для обработки семян 8 препаратов, содержащих неоникотиноиды. Причиной запрета была гибель более 11 тыс. пчелиных семей в земле Баден-Вюpтенберг. Было установлено, что в 29 из 30 случаев пчелы погибли в результате отравления клотианидином, которым обрабатывались семена кукурузы. Компания Bayer выплатила пчеловодам компенсацию в 2 млн евро.

Представительный мужчина, интересуется у продавца магазина хозтоваров:
— У Вас крестики для монтажа кафельной плитки есть?
— Есть, конечно.
— Дайте тысяч 20-30…
— А? А зачем вам СТОЛЬКО???
— Да… У шефа пчёлы подохли — приказал похоронить с почестями…

Обработка семян кукурузы инсектицидами на основе клотианидина и тиаметоксама, стала причиной гибели большинства пчелиных смертей в Онтарио и Квебеке весной 2012 года, установило Агентство по регулированию контроля вредных организмов Минздрава Канады (PMRA). В ходе исследования в некоторых образцах пострадавших медоносных пчел были обнаружены и другие пестициды, включая инсектициды, ацетамиприд, кумафос, флувалинат, перметрин и фосмет и фунгицид тиабендазол. Однако эти вещества были обнаружены лишь в небольшом количестве образцов или на ограниченной территории, тогда как клотиандин был обнаружен во всех образцах мертвых пчел.

Министерство сельского хозяйства Франции 2004 г. после гибели 3 тыс. пчелиных семей приостановило лицензию на применение препарата Regent TS (фипронил).

Очень интересные данные опытов по токсилогии неоникотиноидов приведены в диссертации Деркача А. А. «Токсичность и степень опасности инсектицидов группы неоникотиноидов для медоносной пчелы». Ниже приведены выдержки из упомячнутой работы.

«При контакте насекомых с обработанной препаратом поверхностью тиаметоксам оценивается как среднетоксичный, имидаклоприд и тиаклоприд — малотоксичные, а ацетамиприд — относительно не токсичный для медоносной пчелы инсектициды.»

«Неоникотиноиды представляют опасность для медоносной пчелы в случае попадания инсектицида на покровы насекомых при применении препарата. Смертность пчел-сборщиц, попавших под опрыскивание растений рабочим составом инсектицида, составили: от ацетамиприда — до 5,7%, тиаклоприда в зависимости от нормы расхода — от 11 до 21%, имидаклоприда — от 32 до 61%, тиаметоксама от 14 до 68%.»

«Имидаклоприд уменьшал численность пчел-сборщиц, контактирующих с обработанными препаратом растениями, в семьях в зависимости от нормы его расхода на 3,2-5,1%, а тиаметоксам — на 3,2-5,8%.»

«Длительность токсического действия имидаклоприда и тиаметоксама для медоносной пчелы на растениях составляла не более одних суток в случае применения инсектицидов в вечерние часы и не более двух суток при использовании их в ранние утренние часы».

Таким образом, «страшилки» о токсичности для пчел препаратов на основе имидаклоприда с одной стороны, и тщательно формируемые мифы о полной безвредности препаратов с д.в. тиаклоприд и тиаметоксам, весьма далеки от истины. Безвредным для пчел препарат может быть при условии обработок в вечернее время и изоляции пчелосемей как минимум на 1 сутки.

Правильность сделанных автором диссертации выводов подтверждают результаты практического применения содержащих имидаклоприд инсектицидов производства ТОВ «Агросфера» в 2012-2014 гг.

Более того, использование комбинации «пиретроид + неникотиноид» в виде баковой смеси инсектицидов Альтекс (альфа-циперметрин) + Инсет (имидаклоприд) и в виде смесевого препарата Дестрой ( лямбда-цилогатрин+имидаклоприд) в вечернее время с изоляцией пчел от обработанных площадей на срок 1 -1,5 суток с момента обработки позволило избежать ущерба для пчел при высокой степени контроля вредных насекомых.

Рекомендации:

1. Поскольку наибольшую опасность для медоносной пчелы обработанные пирнетроидами и неоникотиноидами растения представляют в первые сутки после опрыскивания, целесообразно проводить внесение препаратов в вечерние часы. При этом удается избежать контакта пчел с распыляемым рабочим раствором и уменьшить остаточную токсичность обработанных растений за счет поглощения системных д.в. и распада контактных д.в.с в ночное время.

2. При использовании препаратов на основе имидаклоприда ( ИнСет, Дестрой) и для защиты цветущих с/х культур необходимо временно изолировать пчелосемьи от обработанных растений. Рекомендуется изоляция не менее чем 1 сутки при использовании инсектицидов в вечерние часы и 2 суток — при применении препаратов в ранние утренние часы.

3. Препарат Рифос, содержащий комбинацию высокотоксичного для пчел пиретроида циперметрина с высокотоксичным контактно-кишечным ФОС хлорпирифосом, не рекомендуется для обработки культурных растений в фазу бутонизация — конец цветения. Безопасный интервал между обработкой подобной комбинацией действующих веществ и безопасной работой пчел составляет минимум 5 суток.

4. Препарат Альтекс ( альфа-циперметрин, 10% к.э.) может применяться в рекомендованных дозах самостоятельно или в комбинации с имидаклопридом (ИнСет) без ущерба для пчел при условии проведения обработок в вечернее время и изоляции пчелосемей от обработанных площадей минимум на 1 сутки.

5. Немаловажным фактором сохранения пчелосемей является уничтожение сорняков, привлекающих пчел (осоты, одуванчики и т.д.) в посевах зерновых колосовых культур и кукурузы. Борьба с трипсами, пьявицами, клопом-вредной черепашкой и гусеницами совок на полях, где отсутствуют цветущие сорняки семейства сложноцветных, не приводит к гибели пчел даже при использовании высокотоксичных ФОС ( хлорпирифоса, диметоата). Читать полностью:

Источник: agroxxi.ru