Интервью Президента компании Cequisa, Барселона (входит в группу компаний Юнайтед Фосфорус Лимитед) Раджеша Кумара.
— Г-н Кумар, Вы прожили в России более 6 лет. Потом столько же в Великобритании и теперь в Испании. Расскажите, чем Вы занимались в последнее время?
— После российского финансового кризиса и моего отъезда из России в Великобританию в 1999 г. я занимался продвижением бизнеса в Европе. В 2005 г. Юнайтед Фосфорус Лимитед (ЮФЛ) приобрела испанскую компанию Cequisa. Эта компания, основанная в Барселоне, вела деятельность в Европе и в 45 других странах мира, в основном в Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Она имела собственное производство и научный центр. В 2005 г. я переехал в Барселону и занимался приобретением, объединением и преобразованием данной компании. Сегодня Cequisa стала очень успешной.
— Мы знаем, что Вы оказывали содействие по выводу дженериковых препаратов на российский рынок после распада СССР. Как Вы оцениваете ситуацию на рынке дженериков сегодня?
— Вполне положительно. Тогда, в 1993 г., мне стоило большого труда доказать, что дженериковые препараты, импортируемые индийской международной компанией, имеют хорошее качество. Как вы знаете, Индия была совершенно другой страной в начале девяностых, но, благодаря очень сильной поддержке со стороны российских компаний и правительства, мы смогли успешно выйти на рынок.
С самого начала моей работы в России я наблюдал интенсивный рост и развитие промышленности по производству пестицидов внутри страны. Это стало возможным благодаря усилиям нескольких очень хороших российских компаний. Будучи незначительными вначале, за 18 лет они смогли стать ведущими в данной отрасли.
— Россия стала членом ВТО. Как это отразится на развитии агросектора и рынка пестицидов, на Ваш взгляд?
— В ближайшем будущем это событие не окажет сильного влияния. Но, в конечном счете, это положительный аспект, поскольку Россия будет интегрирована в мировую экономику, и таким образом, получит доступ к широкому выбору продуктов и технологий с оплатой меньших пошлин и ведением более свободной внешней торговли. Это приведет к усилению конкуренции внутри страны и увеличению экспортных поставок, как это произошло в Индии. Но после либерализации экономики там начался сильный экономический рост.
— Ваш прогноз на 2013 г. — что ждет российское сельское хозяйство в целом и рынок пестицидов в частности?
— Я думаю, ни один рынок не достигнет высоких показателей из-за мирового экономического кризиса. Но российская экономика достаточно стабильна и полагаю, будет оставаться стабильной и в дальнейшем. Рынок пестицидов будет продолжать расти, поскольку спрос на продовольствие в мире растет, и это означает, что и необходимость в защите сельхозкультур, т.е. в пестицидах будет расти. Кроме того, в России использование пестицидов на гектар остается достаточно низким по сравнению со многими развитыми странами. А это означает, что потенциал для роста довольно высок.
— Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы увеличить эффективность и прибыльность агропроизводства в России? Какие сегменты сельского хозяйства вы считаете наиболее перспективными?
— Сельское хозяйство в России должно стать приоритетным. В этом секторе существует огромный неиспользованный потенциал. Однако он подавляется наличием других более выгодных секторов экономики, основанных на истощимых ресурсах, таких как нефть, газ, металлы и т.д.
Сельскохозяйственный сектор растет медленно, но очень стабильно. В ближайшем будущем это может привести к созданию большого количества рабочих мест и поможет решить многие социальные проблемы, особенно проблемы молодежи.
Земли сельскохозяйственного назначения становятся очень важным ресурсом в связи с ростом среднего класса населения во многих развивающихся странах, таких как Индия и Китай. А Россия обладает одним из самых крупных земельных ресурсов в мире, пригодных для возделывания сельхоз культур. Нужно планировать использование этого ресурса с максимальной выгодой. Наряду с плодородной землей, в России также есть дешевая энергия, которая тоже может быть использована для культивации земель.
— Как, на Ваш взгляд, изменился рынок дженериков с приобретением его лидера — компании Мактешим Аган китайской химической корпорацией Кем Чайна?
— Как я и прогнозировал более чем десять лет назад в моем прошлом интервью газете «Защита растений», дженерики становятся все более значимыми на рынке пестицидов. С каждым годом они занимают все большую долю рынка и прогноз таков, что эта тенденция будет наблюдаться и в будущем, поскольку разработка новых действующих веществ становится очень дорогой.
Maктешим Аган — дженериковая компания № 1 на рынке. Вместе с Кем Чайна у нее есть большой потенциал в сфере поставок и производства. Если сотрудничество будет развиваться должным образом, то это приведет к изменению правил игры в отрасли производства дженериковых препаратов. Ведь Maктешим Аган имеет хороший доступ на рынки, а Кем Чайна — очень сильную производственную базу.
— ЮФЛ — третья дженериковая компания в мире с оборотом более 1 млрд долл. Расскажите о стратегии и тактике работы компании на различных рынках?
— ЮФЛ является одной из наиболее динамично развивающихся компаний в отрасли защиты растений. Оборот компании увеличился с 30 млн долл. в 1992 г. до 1,5 млрд долл. в 2011 г. Основная стратегия ЮФЛ состоит в том, чтобы находить наилучшие возможности для приобретения потенциально хороших компаний и препаратов, которые, возможно, были не слишком важны для их прошлых владельцев, но могли бы иметь синергетический потенциал внутри корпорации. Этот подход прошел проверку временем — ЮФЛ успешно растет в результате приобретения многих компаний и препаратов, бизнес которых она превращает из отстающего в процветающий.
Помимо этого, компания вкладывает значительные средства в регистрацию препаратов. Это стало ключевым элементом продолжительного роста, особенно в Европейском Союзе. В 2011 г. основным сегментом роста в Европе были гербициды, особенно на сахарную свеклу и рапс.
— Какой продукт стал лидером продаж в 2011 г. и с чем это связано?
— Девринол, гербицид на рапс. Этот препарат стал лидером в Европе. Хотя до его приобретения ЮФЛ, это был очень незначительный препарат фирмы Зенека (сейчас Сингента). ЮФЛ разработала особую стратегию по продвижению этого препарата на рынке и в результате сегодня он занимает лидирующее положение.
— В последние пару лет ЮФЛ приобрела несколько пестицидных и дистрибьюторских компаний в Америке, Бразилии и других странах. Не собираетесь ли купить какую-нибудь компанию в странах СНГ?
— Как я уже говорил, ЮФЛ успешно развивалась путем слияний и поглощений. Для того чтобы быстро расти, мы продолжаем следовать этой стратегии и на крупнейших рынках пестицидов Бразилии и США, так как без этих рынков будет очень трудно обеспечить дальнейший рост.
Что касается приобретения компаний в странах СНГ, то я рассматривал такую возможность, но модель бизнеса и развитие компаний в этих странах совершенно отличаются от концепции нашей корпорации.
— Расскажите о Вашей производственной базе. Мы знаем, что компания имеет 23 завода, расположенных в разных странах мира.
— ЮФЛ действительно имеет производство по всему миру, ведь это международная компания. Основные производственные площадки расположены в Индии и Европе — в Великобритании, Франции, Испании, Нидерландах, а остальные — на других континентах.
— В ЮФЛ есть также семенное направление бизнеса. Расскажите, как оно развивается? Будет ли компания поставлять семена на российский рынок?
— Семеноводство — это сравнительно новый бизнес для ЮФЛ, хотя и очень привлекательный, как и для многих других международных компаний. Как и в случае с пестицидами, мы работаем по всему миру, и, я думаю, нет никакой причины не быть представленным на российском рынке, ведь это очень важный рынок.
— Как и чем, на Ваш взгляд, можно привлечь квалифицированную молодежь в сельское хозяйство и смежные с ним отрасли? Расскажите об опыте работы с кадрами в Европе, Индии и других странах мира.
— Финансовый кризис в Западной Европе, и особенно в Испании, доказал — сельское хозяйство является очень стабильной отраслью по сравнению с другими секторами. В таких отраслях как строительство и финансы процент безработных в Испании составил 22%, а среди молодых людей он достигал 45%. Ввиду того, что мировая экономика продолжает бедствовать, эти факторы позволяют отметить преимущества работы в сельскохозяйственной отрасли для привлечения перспективной молодежи.
В России сельское хозяйство должно стать более коммерческим. Чтобы привлечь молодых людей в отрасль, необходимо внедрять новые подходы к ведению агробизнеса, такие как точное земледелие, информационные технологии, биотехнологии, гибридные семена, комплексная борьба с вредителями, болезнями и сорняками, производство биотоплива. В отличие от традиционных скучных методов ведения сельского хозяйства, эти подходы вызовут больший интерес и принесут больше доходов, что привлечет больше ярких молодых людей в отрасль.
— Как Вы оцениваете российское сельскохозяйственное образование? Способствует ли оно привлечению молодых людей в аграрные профессии? Как функционирует система образования в Индии?
— Я думаю, что российская система образования была одной из лучших во времена СССР. Студенты из многих стран мира приезжали в Россию на обучение. Но сейчас в системе агрообразования должно многое измениться. Во-первых, чтобы привлечь молодых людей в сельское хозяйство, а во-вторых, чтобы удовлетворить спрос в адекватных квалифицированных кадрах. Современное сельское хозяйство нуждается в обновлении, ведь мы уже столкнулись с проблемами глобальной конкуренции и нехватки продовольствия в мире из-за роста населения и увеличения потребления в развивающихся странах, таких, как Индия и Китай.
Индия взяла за образец сельскохозяйственное образование США и адаптировала его к местным условиям. Так в 1960-е гг. возник первый профессиональный аграрный университет-кампус Pantnagar, который сотрудничал и перенял структуру университета штата Иллиноис. Такая стратегия развития агрообразования привела к так называемой «зеленой революции» в Индии. За счет внедрения новых семян и технологий в сельском хозяйстве, аграрии смогли обеспечить продовольствием быстро растущее население страны и помогли избежать большого продовольственного кризиса.
Затем государство расширило опыт университета Pantnagar, создав по агроуниверситету в каждом из 29 штатов Индии. Поднялась и репутация этого образования — оно встало в один ряд с медицинским, техническим и другими важными профессиональными образованиями, что помогало привлекать молодые таланты в отрасль. В Индии появилось много профессионалов, которые разрабатывали новые технологии для сельского хозяйства, а также развивали производство и использование многих активных ингредиентов для пестицидов и выращивали высококачественные семена. Это помогло не только заменить импорт, но вывести Индию в ряд основных экспортеров средств защиты растений и сельскохозяйственной продукции.
— Что вы думаете о системе регистрации пестицидов в EС и России?
— Новая система регулирования стала одной из самых сложных и дорогих в Европе. Она отнимает много времени и ресурсов. Из-за этого ЕС уже потерял две трети действующих веществ, сделав выращивание сельскохозяйственных культур дороже для фермеров. Я не думаю, что все страны готовы к подобному законодательству.
Российские правила регистрации стараются быть сбалансированными и учитывают интересы, как производителей пестицидов, так и аграриев. Но и здесь существуют трудности, связанные с частыми правками и пояснениями, которые иногда могут стать проблемой для всех заинтересованных участников отрасли. Я полагаю, что нужно совершенствовать обе системы в целях достижения наилучшего результата для отрасли, фермеров и потребителей.
Думаю, что России необходимо вести разумную политику в отношении сельского хозяйства, схожую с Единой сельскохозяйственной политикой (CAP) в ЕС. Это будет очень полезно для отрасли защиты растений и, особенно, для российских фермеров и предпринимателей с точки зрения планирования своего будущего.
— Что бы Вы пожелали нашим читателям и Вашим друзьям в России?
— Я хочу пожелать всем счастливого Нового 2013 года! Мне было приятно разговаривать с Вами спустя столько времени. Вы освежили мои воспоминания о лучшем опыте моей работы в России.
Источник: agroxxi.ru